Двигатели ЯМЗ
Рядные, 4-ехцилиндровые
Двигатели ЯМЗ
Рядные, 6-тицилиндровые
Двигатели ЯМЗ
Рядные, 6-тицилиндровые
Двигатели ЯМЗ
V-образные, 6-тицилиндровые
Двигатели ЯМЗ
V-образные, 8-ицилиндровые
Двигатели ЯМЗ
V-образные, 12-тицилиндровые
Дизельные
генераторы
и приводы ЯМЗ
Переоборудование
техники
на двигатели ЯМЗ
Запасные части
ЯМЗ

Основные запасные части двигателя ЯМЗ-240

Запчасти ЯМЗ-240

Каталог наиболее востребованных запчастей для двигателей ЯМЗ-240, с описанием устройства и принципов работы.

Корпусные детали ЯМЗ-240

Корпусные запчасти служат каркасом двигателя ЯМЗ-240, вместе обеспечивают жесткость конструкции.
Блок цилиндров ЯМЗ-240 (блок-картер туннельного типа) - базовая деталь двигателя, двенадцатицилиндровый, отлит вместе с верхней частью картера из серого низколегированного чугуна, имеет точно обработанные посадочные места под: гильзы цилиндров, подшипники коленчатого вала, втулки распределительного вала и топливный насос высокого давления. Порядок работы цилиндров 1-12-5-8-3-10-6-7-2-11-4-9, нумерация цилиндров от передней крышки. Направление вращения коленчатого вала со стороны маховика против часовой стрелки.
Цилиндры расположены в два ряда, под углом друг к другу 75°, по шесть цилиндров в каждом ряду. Правый ряд цилиндров выдается на 35 мм относительно левого, вызвано тем, что на одной шатунной шейке коленвала крепится по два шатуна (один для правого ряда, второй для левого). В верхней части блока цилиндров имеется расточка под распределительный вал, над тоннелем распредвала наклонные шахты для штанг толкателя. Двенадцать гильз цилиндра ЯМЗ-240 мокрого типа, из фтористого чугуна, уплотнение происходит: прокладкой головки блока цилиндров в верхней части и резиновыми кольцами в нижнем посадочном поясе. Гильзы находятся практически вровень с привалочной плоскостью блока и прижимаются головкой блока цилиндров ЯМЗ-240.
Головка блока ЯМЗ-240 одна на каждый из цилиндров, со сложной полостью охлаждения (совмещается с блоком штифтами, в процессе эксплуатации может потребоваться требуется контроль и затяжка штифтов крепления к блоку цилиндров) и впускного воздушного коллектора, имеет 2 клапана на цилиндр. Между блоком цилиндров и головкой цилиндров устанавливаются по две прокладки: стальная – для уплотнения газового стыка и резиновая - для уплотнения отверстий для воды, масла и контура головки. В ГБЦ размещены направляющие втулки, седла, траверсы, стойки и коромысла клапанов, клапаны с пружинами.
Шестерни коленвала, распредвала, масляного насоса с промежуточной шестерней, привода генератора с промежуточной шестерней и шестерни привода ТНВД находятся в задней части блока цилиндров, в пространстве под размещение приводов агрегатов - между торцевой крышкой и картером маховика.
Картер маховика ЯМЗ-240 из серого чугуна замыкает заднюю плоскость блока цилиндров и отделяет его от маховика, имеет расточку под фланец стартера.
Передняя крышка блока цилиндров ЯМЗ-240 закрывает гаситель крутильных колебаний, также служит для монтажа привода вспомогательных агрегатов и создает уплотнение носка коленвала (через манжету).

240-1002012-Е Блок цилиндров
240Н-1002012-И Блок цилиндров
240-1004008 Комплект гильза-поршень
240-1003013-Е2 Головка цилиндров (индивидуальная)
240-1002260-В Крышка блока передняя
240-1002310-А Картер маховика в сборе

Коленчатый вал

Коленчатый вал ЯМЗ-240 кованый, из высокоуглеродистой или легированной стали, представляет единое целое с противовесами, шейки закалены методом ТВЧ. Коленчатый вал имеет семь коренных опор и шесть шатунных шеек. На коническом хвостовике коленчатого вала установлена ступица маховика ЯМЗ-240. На переднем конце коленчатого вала установлен жидкостный гаситель крутильных колебаний. При ремонте двигателя следует помнить, что удары и вмятины на гасителе выводят его из строя, что неизбежно приведет к поломке коленчатого вала. Хранить и транспортировать гаситель следует только в специальной таре в вертикальном положении.
Вкладыши ЯМЗ-240 шатунные - разъемные (с замками от проворота, взаимозаменяемые), залиты свинцовистой бронзой. В качестве кошенных опор используются роликовые подшипники качения. Наружные кольца подшипников запрессованы в расточке картерной части блока цилиндров и от осевых перемещений ограничены стопорными кольцами: Роликовые подшипники не имеют внутренних колец, ролики работают непосредственно по беговым дорожкам, выполненным на опорных шейках коленчатого вала.
Осевая фиксация коленчатого вала осуществляется упорным подшипником с двумя бронзовыми кольцами, корпус которого прикреплен к переднему торцу блока.
От переднего конца коленчатого вала производится отбор мощности для привода дополнительных агрегатов (вентилятора системы охлаждения, компрессора пневмотормозов, гидронасосу). Механизм отбора мощности смонтирован в расточке передней крышки блока‚ шлицевой валик механизма соединяется со шлицами специального фланца‚ установленного на переднем конце коленчатого вала.

240-1005000-А2 Вал коленчатый
240-1005030-Б2 Шестерня коленчатого вала
240-1005592 Кольцо упорное
1ВО-2622134ЕМ Подшипник коленчатого вала (8.8946)
240-1000104-Б2 Комплект вкладышей шатунных
240-1005532 Полумуфта отбора мощности
240-1005070-Б1 Гаситель крутильных колебаний

Маховик

Маховик ЯМЗ-240 изготовлен из серого чугуна, динамически сбалансирован, крепится болтовым соединением к хвостовику коленвала. Ступица напрессована на хвостовике вала с большим натиском, поэтому ее снятие и установку можно производить только с помощью специального приспособления (нагревание ступицы при этом недопустимо).
Сверху на маховик напрессован зубчатый венец (обод) для вращения стартером. Кроме того, в зацепление с зубчатым венцом вводится специальная шестерня механизма проворота (при ручном проворачивании коленчатого вала).

240-1005115-Б Маховик
236-1005125-Б Обод маховика (115 зубьев)
236-1005125-В2 Обод маховика (132 зуба)
240-1005648 Ступица маховика
240-1005674 Шестерня механизма поворота в сборе

Шатунно-поршневая группа

Поршень ЯМЗ-240 цельнолитой, из высококремнистого алюминиевого сплава, может иметь нирезистовую вставку под верхнее компрессионное кольцо (для наддувных моторов), соединяется с шатуном поршневым пальцем, наружная поверхность выполнена соосно с центральной камерой сгорания, с четырьмя посадочными проточками под поршневые кольца. Поршневые кольца двигателя ЯМЗ-240 чугунные, верхние - компрессионные (сечение и покрытие отличаются), четвертое – маслосъемное с витым расширителем. Поршневой палец ЯМЗ-240 плавающего типа со стопорными кольцами (ограничивают осевое смещение), устанавливается в поршень. Изготовлен из стали с цементированием, пустотелый. Шатун ЯМЗ-240 из стали, нижняя головка разъемная под углом 55 градусов, сечение двутавровое, у верхней головки усиление. Крышки нижней головки не взаимозаменяемы и изготавливаются под конкретный шатун, на крышке и шатуне со стороны короткого болта выбит порядковый номер цилиндра, бронзовая втулка поршневого пальца - запрессованная с дальнейшей доработкой. Шатунные болты меняются комплектно. Форсунка охлаждения поршня ЯМЗ-240 применяется на двигателях с турбонаддувом, конструктивно проста: корпус с припаянной трубкой подачи масла.
Гильза цилиндров одна для всех типов двигателей ЯМЗ-240

240-1004005-А Комплект гильза-поршень, поршневые кольца
240Н-1004005-А Комплект гильза-поршень, поршневые кольца
240Н-1004005-А2 Комплект гильза-поршень со вставкой, поршневые кольца
236-1004002-А4 Комплект поршневых колец (3 шт )
236-1004020-01 Палец поршневой (Мале)
236-1004022-Б Кольцо стопорное
7511.1004045-20 Шатун

Шестеренный привод агрегатов

Шестеренный привод служит для работы всех агрегатов ЯМЗ-240, расположенных в задней части двигателя. Шестерня коленчатого вала приводит в действие пару косозубых шестерен распредвала (одна из шестерен передает вращение на шестерню привода топливного насоса ЯМЗ-240 (ТНВД) и шестерню масляного насоса (через промежуточную шестерню). Промежуточная шестерня масляного насоса приводит в действие (через промежуточную шестерню) шестерни генератора и привода водяного насоса.
Шестеренчатый привод располагается в промежутке между стальным листом, устанавливаемым на торец блока цилиндров и картером маховика.

Механизм газораспределения

В соответствии с тактами работы двигателя и порядком работы цилиндров, газораспределительный механизм впускает воздух в камеру сгорания и удаляет отработанные газы. Расположение механизма верхнее, два клапана на цилиндр (по одному впускных и выпускных), с нижним расположением распредвала. Вал распределительный ЯМЗ-240 стальной, с закалкой кулачков на высокую твердость. Расположен в левой верхней части блока цилиндров в специальной расточке. На распредвале ЯМЗ-240 на шпонке насаживаются две косозубых шестерни (от одной получает приводы ведущая шестерня топливного насоса высокого давления, вторая приводятся в действие от шестерни коленвала). Движение от распредвала к толкателю ЯМЗ-240 передается через ролик, установленный на игольчатых подшипниках. Подшипниками толкателей служат бронзовые втулки. Для повышения прочности в толкатель запрессована калёная пята из высококачественной стали, являющаяся упорным подшипником для штанг. Толкатели производятся штамповкой из углеродистой стали и устанавливаются на общей оси, расположенной вдоль двигателя над распредвалом. Ось толкателей полая для подвода масла к подшипникам коромысел, состоит из трёх отдельных частей. Штанги толкателей ЯМЗ-240 (коромысел) изготовлены из закаленной стали. Коромысла из стали, штампованные с бронзовой втулкой. Клапаны из жароупорной стали, устанавливаются в универсальных втулках, служащих направляющими, уплотняются манжетами. каждый клапан ставится по две цилиндрические пружины (с правым и левым направлением витков). Для крепления пружин используется специальный замок, создающий вращение клапанов при работе двигателя, что повышает ресурс клапана. Пружины за счет своей упругости закрывают клапана и прижимают их с силой к седлу. Тепловые зазоры клапанов подлежат регулировке.

240-1006015 Вал распределительный
240-1006214 Шестерня привода распределительного вала
240-1029116 Шестерня ведущая привода топливного насоса
240-1006236 Фланец упорный распределительного вала
236-1006026-АР Втулка распределительного вала
236-1006037-АР Втулка распределительного вала
236-1007010-В2 Клапан впускной
236-1007015-В6 Клапан выпускной
236-1007020-А Пружина наружная
236-1007021-А Пружина внутренняя
236-1007032-Б Втулка направляющая клапана
240-1007102-А Ось коромысел
240-1007176-А Штанга толкателя
240-1007242 Ось толкателя средняя
240-1007236 Ось толкателя крайняя в сборе

Система смазки

Картер масляный ЯМЗ-236 стальной штампованный, мокрого типа. Движение смазочных материалов от заборника, осуществляет двухсекционный масляный насос шестеренчатого типа ЯМЗ-240. Обе секции насоса подключены параллельно, подает масло в систему через последовательно подключенный масляный радиатор (прикреплен к водяному радиатору) и фильтр грубой очистки масла. После очистки масло попадает в главную магистраль, находящуюся в блоке цилиндров и далее передается к смазываемым поверхностям, в конечном итоге возвращается в картер. Часть смазки, для тонкой очистки, пропускается через центробежный фильтр очистки (масляную центрифугу), в которой масло раскручивается, и за счет центробежной силы от масла отделяются все механические примеси. Для поддержания постоянного давления в системе применяется система клапанов.

240-1009010-А Картер масляный
240-1011014-Б Насос масляный
240Н-1011014-Б Насос масляный
240-1011230-А Шестерня привода насоса масляного
240-1011400-А Труба всасывающая в сборе
240Б-1011400-А Труба всасывающая в сборе
240Н-1011406-Б Труба отводящая в сборе
236-1011048-Б Клапан редукционный в сборе
240Н-1011445 Форсунка охлаждения поршня
240-1017010-Б Масляный фильтр в сборе
240Н-1017010-Б Масляный фильтр в сборе
240-1017040-А3 Элемент масляного фильтра
240Т-1017010-Б2 Фильтр очистки масла (ГОМ)
236-1028010 Маслоочиститель

Система охлаждения

Система охлаждения служит для овода тепла от стенок цилиндров, поршня, головок блока, клапанов, форсунок и других деталей, нагревающихся от соприкосновения с горячими газами и вследствие трения, и поддержания в них допустимой температуры. Система охлаждения замкнутая, жидкостная, состоящая из водяного насоса ЯМЗ-240 центробежного типа с шестеренчатым приводом, со встроенным термостатом. Водяной насос центробежного типа (в чугунном - улиткообразном корпусе вращается крыльчатка) установлен с левой стороны двигателя и крепится к торцовому листу. Привод насоса - шестеренчатый, от коленчатого вала через промежуточные шестерни. Охлаждающая жидкость до достижения 80С проходит по малому кругу, от 80 до 95 градусов происходит постепенное открытие клапана, далее циркуляция происходит по большому кругу. Водяной радиатор смонтирован на технике.

240-1307010-А1 Насос водяной в сборе
240-1029230 Шестерня привода водяного насоса
240-1305010-Б Кран сливной
240-1303104 Труба водяная (старого образца)
240-1303104-Б Труба водяная (общая ГБЦ)
240-1303104-В Труба водяная
240-1303105 Труба водяная (общая)
240-1303105-В Труба водяная передняя левая
240-1303108-В Труба водяная
240-1303114 Труба водяная задняя левая (общая ГБЦ)
ТС107.1306100-06 Термостат

Система питания топливом

Топливная система механического типа – управляет подачей топлива топливный насос высокого давления (ТНВД) производства ЯЗДА. Схема работы системы стандартна: горючее из бака проходит по магистрали до фильтра грубой очистки топлива (отстойник), далее до фильтра тонкой очистки, через него в ТНВД. ТНВД создает большое избыточное давление и импульсным потоком по топливопроводам высокого давления подает топливо к форсункам, под давление топлива иглы форсунок начинают подыматься вверх, происходит впрыск топлива. Форсунка превращает жидкость в туманообразное состояние, игла с гидравлическим управлением точно дозирует количество топлива на каждый цилиндр. Излишки топлива по дренажному топливопроводу отводятся в расходный бак.
На наддувных двигателях ЯМ3-240НМ2 и ЯМ3-24ОПМ2 устанавливаются электрофакельные устройства. Электрофакельнов устройство (ЭФУ) служит для облегчения пуска холодного двигателя, а также для ускоренного разогрева двигателя после пуска. Устройство подключено к системе питания и работает на том же топливе, на котором работает двигатель. Действие электрофакельного устройства основано на испарении топлива в факельных штифтовых свечах накаливания, установленных во впускных коллекторах двигателя, и воспламенения смеси этих паров с воздухом. Факел сгорающей смеси подогревает воздух, уменьшает жесткость работы и дымность выхлопа при пуске.

901.1111008-20 ТНВД
236-1106210-А2 Насос топливоподкачивающий в сборе
236-1106288-В Насос топливоподкачивающий в сборе
240-1106210 Насос топливный низкого давления в сборе
240-1029122 Шестерня ведомая привода ТНВД
236-1029268-Г Полумуфта ведущая привода ТНВД
236-1029286-Б2 Полумуфта ведомая привода ТНВД
240-1029300-А2 Муфта привода ТНВД
90.1121010-11 Муфта опережения впрыска топлива в сборе
90.1121010-21 Муфта опережения впрыска топлива в сборе
262.1112010-04 Форсунка в сборе
263.1112010-04 Форсунка в сборе
240-1112163 Скоба крепления форсунки
240-1104308-В Трубка топливная ТНВД (прямая L-830мм)
240Н-1117010-А ФТОТ Фильтр тонкой очистки топлива в сборе
201-1117040 Элемент фильтрующий топливный тонкой очистки
240Т-1105510 ФГОТ Фильтр грубой очистки топлива в сборе

Система воздушная впускная

Система воздушная впускная ЯМЗ-240 призвана подводить воздушную смесь в камеры сгорания.

240-1115021-Б Коллектор впускной передний правый
240-1115024-Б Коллектор впускной задний правый
240БМ-1115021 Коллектор впускной передний левый
240БМ-1115025 Коллектор впускной задний левый
240Б-1115032-А Патрубок соединительный впускных коллекторов
240-1115058 Рукав

Турбонаддув

Турбонаддув предназначен для увеличения мощностных показателей двигателя. Повышая давление, тем самым увеличиваем количество кислорода в цилиндре и способствуем сжиганию большего количества топлива. Турбокомпрессор (ТКР) двигателя ЯМЗ-240 имеет радиальную центростремительную турбину и центробежный компрессор.

Турбокомпрессор К36-88-01 (ЯМЗ-240НМ2/ПМ2 правый замена 12.1118010-01)
Турбокомпрессор К36-88-02 (ЯМЗ-240НМ2/ПМ2 левый замена 12.1118010-02)
240Н-1115048 Рукав
8401.1118208-20 Патрубок впускной турбокомпрессора

Система выпуска отработавших газов

Система выпуска отработавших газов ЯМЗ-240 призвана отводить отработавшие газы из камер сгорания.

240Н-1008022-А Коллектор выпускной передний
240Н-1008024-А Коллектор выпускной задний
240Н-1008044-Б2 Патрубок подводящий передний
240Н-1008072-А Патрубок подводящий задний
240Н-1008475 Патрубок-кронштейн правый в сборе
240Н-1008480 Патрубок-кронштейн левый в сборе

Электрооборудование

Система электрооборудования однопроводная, постоянного тока с номинальным напряжением 24В. Отрицательный полюс источника тока соединяется с корпусом. Стартер служит для запуска двигателя, генератор для обеспечения питания систем техники и поддержания заряда аккумуляторной батареи.
Двигатель ЯМЗ-240БМ2-4 поставляется без гидромуфты и генератором не комплектуется.

2501.3708-21 Стартер (10 зубьев нового образца)
2501.3708-40 Стартер (11 зубьев старого образца)
2501.3708.150-01 Катушка (обмотка статора стартера)
2501.3708.200-03 Якорь стартера (старого образца 52 см)
2501.3708.800 Реле для стартера (25-3708-21/40)
2501.3708.200-21 Якорь стартера (нового образца 50 см)
2502.3708.320-11 Траверса стартера (нового образца)
2502.3708600-10Т Привод стартера (бендикс 10 зубьев)
2502.3708600 Привод стартера (бендикс 11 зубьев)
240-3708700 Кронштейн крепления стартера
240-3708721 Скоба крепления стартера
Г6301-3701 Генератор 28В 150А
240-3701774-Д2 Кронштейн генератора
240Б-3701774 Кронштейн генератора

Купить запчасти ЯМЗ-240

Купить запасные части двигателя ЯМЗ-240, можно отправив нам письмо или оставив заявку на сайте.